ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

понедельник, 15 ноября 2010 г.

Командорские острова (Knight commander islands)

Когда 15-местный красный самолет чешского производства „L-410” (его еще называют „чебурашкой”) разбежался по взлетной полосе и оторвался от земли, то сначала вдоль левого борта проплыли заснеженные горы Камчатского полуострова, а уже через несколько минут в иллюминаторы был виден только океан.

Безкрайний Тихий океан. Через час полета впервые я увидел остров Беринга. Словно огромная рыба, он протянулся больше чем на 100 километров с северо-запада на юго-восток. „Чебурашка” сделал разворот и пошел на снижение, пробежал несколько десятков метров по грунтовой полосе аэропорта Никольского и остановился. Здравствуйте, Командоры!

Командорские острова – группа островов на границе Тихого океана и Берингова моря, в 210 км к востоку от Камчатки. В архипелаг входят 4 острова: Беринга, Медный, Топорков и Арий Камень. Людьми заселен только самый большой остров – Беринга. Население 750 человек, приблизительно половину составляют алеуты – потомки переселенцев из Алеутских островов. Единственный населенный пункт – село Никольское. Открыт в 1741 г. Витусом Берингом во время Второй Камчатской экспедиции. Острова принадлежат России, в административном отношении составляют Алеутский район Камчатского края.


О климатических условиях Командорских островов в морской лоции можно прочитать следующее: „...острова 0,8 навигационного времени находятся в тумане и не имеют ни одной более-менее удобной якорной стоянки. Частые туманы и отсутствие якорных стоянок вынуждают мореплавателей ограничивать время пребывания у берегов Командорских островов”.

Командорские острова, хотя не такие уже и маленькие по размерам (остров Беринга имеет в длину 90 км, а в ширину – от 15 - 35 км), и находятся не очень далеко от материка, но были открыты сравнительно недавно, когда эпоха великих географических открытий уже прошла. В 1741 году два судна Второй Камчатской экспедиции: флагманский корабль „Святой Петр” под командованием Витуса Беринга (датчанина на царской службе) и пакетбот „Святой Павел” под командованием Алексея Чирикова, возвращались от берегов Северной Америки на Камчатку. Но попали в сильный шторм и в густом тумане потеряли друг друга. Поврежденный штормом „Святой Петр” несколько месяцев бросало по волнам далеко не тихого Тихого океана. А 4 ноября прибило к какому-то берегу.


Команде, обессиленной штормами, болезнями и другими морскими неурядицами, повезло оставить разбитый пакетбот и добраться до земли. Сначала Беринг и его товарищи решили, что попали на камчатский берег, но детальное обследование местности засвидетельствовало – это неизвестный ранее остров. Довольно большой, но малоприветливый. Здесь не было ни людей, ни деревьев, да и солнце заглядывало сюда очень редко.

Ожидать помощи было практически нереально, поэтому моряки решил зимовать на острове, чтобы весной из обломков разбитого судна построить новый, более маленький по размерам, корабль, и вернуться на Большую землю. Вырыли землянки, построили склад, кузницу и обустроились, как смогли. Ожидая наступления весны, охотились на песцов, куропаток и нерп, исследовали остров.



Натуралист экспедиции Георг Стеллер составил первое научное описание нового острова, исследовал его флору и фауну, открыл миру морскую корову – большого морского животного, которое нигде больше на Земле не встречалась. Было выяснено, что к востоку от открытого острова находится еще один (в ясную погоду его можно было разглядеть в бинокль с прибрежной сопки), а на северо-востоке – два маленьких островка, которые облюбовали птицы.

Но зимние холода и болезни „скосили” команду „Святого Петра”. Друг за другом от цинги – коварного врага мореплавателей прошлого – умирали матросы. 22 ноября умер штурман Андрис Эзельберг, 8 декабря в холодной земле открытого им острова похоронили и капитана-командора Витуса Беринга, 9 декабря навеки закрылись глаза помощника шкипера Никиты Хотянцева. За зиму из 31 члена экипажа умерло 14. Те, кто выжил, с наступлением весеннего тепла из последних сил построили новый корабль и отплыли на Камчатку, где их уже полгода как считали погибшими.


На острове осталось 14 могил, остатки зимовища и больше десятка корабельных пушек. Когда до императорского двора в Санкт-Петербурге дошла весть об открытии новых островов, их сразу назвали Командорскими – в честь командора Витуса Беринга. Его имя получил и крупнейший остров архипелага. Открытие Командорских островов, как и соседних с ними Алеутских, а также Северо-Восточного побережья Северной Америки, вызвало незаурядное оживление в этой части света.


На земли, богатые пушниной, в первую очередь морскими бобрами и котиками, бросились охотники, торговый люд, мореплаватели, авантюристы разных мастей. Началась большая эра освоения земель Русской Америки, вплоть до колонии Росс в Калифорнии. Толчком этому походу Российской империи за океан послужили две экспедиции Беринга, а трамплином и базой в последующем стали Камчатка и Командоры.

Но в основном это был грабительский промысел. Морскую корову Стеллера истребили за каких-то 27 лет после того, как она стала известна науке. Каждое животное этого вида весило до 3,5 тонн, питалось морской капустой. Стеллер в собственном дневнике так описывал это странное создание: „Относительно ее массивного туловища, голова у нее была на диво очень маленькой, с очень подвижными губами, верхняя губа покрыта заметным слоем белой щетины, которую по густоте можно сравнить с оперением цыплят. Она, поедая морскую капусту, двигалась по мелководью с помощью двух конечностей, похожих на лапы и расположенных в передней части ее туловища; но на глубокой воде это животное проталкивало себя вперед вертикальными ударами о воду большим раздвоенным хвостом”.


Погубила морскую корову Стеллера жажда наживы промысловиков, очень вкусное мясо, доверчивость и полная беззащитность животного. Последняя морская корова была убита в 1768 году. Миллионы лет природа создавала этот шедевр среди живого мира Земли, а человек поставил на этом крест всего за каких-то 27 лет...

В 1826 году с целью благоустройства промысла морских котиков Русско-Американская компания заселила Командорские острова алеутами. Это были сильные и выносливые люди, смелые и ловкие охотники. Но ассимиляция и алкоголь со временем свели эти характерные черты алеутов фактически к нулю.

Хотя Командоры и принадлежали России, но с течением времени они стали для нее грузом. Количество морских котиков начало уменьшаться, и этот промысел постепенно терял прибыльность. В 1867 году, когда Россия за 7,2 миллиона долларов продавала Соединенным Штатам Америки Аляску и другие свои владения в Северо-Западной Америки, должны были продать и Командорские острова. Но об этом архипелаге почему-то ... забыли. Когда же вспомнили, то было уже поздно. Правда, выход нашелся – Россия сдала Командоры в аренду на 40 лет американской компании „Гутчинсон Кооль”, которая занималась забоем промышленных животных. Только в начале ХХ века, когда сроки аренды закончились, открытые Берингом острова окончательно отошли к России.

Что я знал об острове Беринга до путешествия? Туманная, мрачная земля. В среднем всего 20 солнечных дней в году. Морские котики. И все, больше почти ничего. Теперь же я получил свежие личные впечатления об этих далеких островах.

Итак, я впервые ступил на землю острова Беринга. Раньше Командорские острова, как и вся Камчатка, были пограничной зоной, и для того, чтобы сюда попасть, нужно было оформить специальный пропуск. Но времена изменились и пограничный режим упростился. Возле трапа самолета каждого прибывшего останавливали два пограничника и заглядывали в паспорта. К жителям Командор вопросов не было, а всем другим нужно было устно объяснить цель прибытия на острова. Дошла очередь и до меня...


Первым делом решил подробнее познакомился со „столицей” Командор – селом Никольским, основанным в 1825 - 1826 г. Еще в советское время, когда в Никольском работал большой зверокомбинат (выращивали ценные породы песцов), здесь постоянно жили около двух тысяч человек. Были на острове и другие населены пункты: Старая Гавань, Ладигинское, Саранное; на острове Медном – Преображенское и Глинка.

Людей, которые приезжали сюда с материка, незаурядно стимулировал северный „коэффициент-2” (то есть, зарплата здесь была вдвое больше, чем за подобную работу на материке). После того, как Советский Союз распался, приезжие стали уезжать с Командор. И сегодня на острове Беринга живут или те, кто здесь родился (в основном это потомки алеутов), или те, кто навсегда влюбился в островную природу и настолько втянулся в командорское бытие, что уже не представляет своей жизни где-то в другом месте.

И пусть над Командорами редко светит солнце, пусть идут дожди и висят туманы – никакие теплые края не заменят этим людям островов, которые стали родными.


В Никольском несколько улиц, застроенные частными домами и многоквартирными деревянными двухэтажками „северного” типа. Есть школа (самое красивое и самое современное сооружение села), котельная, 5 магазинов (цены на продукты в два раза превышают материковые), пекарня, морской порт, краеведческий музей, три памятника Витусу Берингу и один – Ленину, старое и новое кладбища, пограничная застава, дом администрации, старенький дом культуры, отдел милиции, пожарная часть, электростанция, дирекция Командорского заповедника и редакция районной газеты „Алеутская звезда”, которая выходит еженедельно тиражом в 150 экземпляров. Телевидение появилось на Командорских островах только в 1986 году, а мобильная связь – в 2006-ом.


Никольске расположено прямо на берегу океана. И хотя в памяти людей даже после сильных землетрясений на Командоры никогда не приходила волна цунами, возможность ее появления не исключается. Поэтому в середине ХХ века было решено построить новый поселок на возвышении, куда никакое цунами не берется. Двухэтажные дома построили с прочного бруса, на железобетонных основах, которые бы смогли выдержать сильные сейсмические толчки. В последний раз Командоры ощутимо трясло, до 7 баллов, в 1971 году.

Многие островитяне имеют собственные огороды, а некоторые и личные рыболовецкие участки на озере Саранном приблизительно в 20 км от поселка. На время моего посещения Никольского его население официально составляло 753 человека, приблизительно половина из них – алеуты. 180 лет назад появились они на Командорах – это были переселенцы с Алеутских островов и Аляски.


Алеуты, в сущности, мало отличались от американских индейцев, имели своеобразные имена, свою культуру и жизненный уклад. Это были физически очень здоровые и выносливые люди. Они хранили многовековые традиции своих предков (например, умерших они не хоронили, а мумифицировали). Но время оставило современным алеутам Командорских островов только название народа. И больше ничего: имена и фамилии, культура, быт, традиции, – все русское. Вряд ли сегодня есть основания утверждать, что около 350 алеутов Командорских островов - чистая раса.


Гуляя по Никольскому, пытался подметить какие-то местные особенности. Одна из них – большое количество кошек, которые вышли на улицу погреться на солнышке: они расположились на подоконниках, крышах сараев, капотах машин. Рядом ходят собаки и не обращают на кошек никакого внимания. На огородах командорцы выращивают картофель. На берегу океана стоит старый, но еще крепкий сарай, на его стене прикреплен деревянный щит с надписью: „Этот склад построен американской компанией „Гутчинсон Кооль и К°” в 1870-х годах”.

О Командорах в статье "Командорские острова. Дыхание океана"

Комментариев нет:

Отправить комментарий