ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

суббота, 16 января 2016 г.

«Литературные» диагнозы, которые ставят своим пациентам психотерапевты


Наш мир в большой мере состоит из ассоциаций и парадоксов. Облака мы ассоциируем с силуэтами людей, животных или вещей, двоеточие и скобки, – с улыбающимися и грустными лицами. Даже такие страшные вещи как болезни и синдромы мы называем не только сухими медицинскими терминами, но и даем им метафорические имена – они звучат приятнее, и запоминаются лучше. К счастью, литература дарит нам немало персонажей с характерным поведением, которые могут служить хорошим иллюстративным материалом. Чего только стоит герой Гоголя Плюшкин – так у нас называют людей, которые любят собирать всевозможный хлам. Но кроме Плюшкина есть литературные герои, которые заняли достойное место не только в фольклоре, а даже в психиатрии – их именами названо типичное поведение людей с определенными психическими отклонениями.

Синдром Стендаля назван в честь французского писателя ХІX века. В книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио» он описал свои ощущения во время визита во Флоренцию – частое сердцебиение, головокружение и земля, «плывущая» под ногами. Такие симптомы у писателя вызывало множество церквей, музеев, достопримечательностей древности, шедевров искусства эпохи Возрождения. Через полтора века, в 1979-м году этот синдром описала итальянский психолог Грациэлла Магерини в книге с красноречивым названием «Синдром Стендаля», а 1982-м был впервые официально поставлен такой диагноз. Больные этим синдромом очень остро переживают встречу с какой-то картиной и даже отождествляют себя с ее героями, словно попадая внутрь. Болезнь даже может спровоцировать человека уничтожить картину. В группе риска – очень впечатлительные люди, которые долго ожидают встречи с высоким искусством. Зато итальянцы имеют иммунитет к собственному искусству. Интересно, что именно в галерее Уфиццы туристы больше всего поддаются этому синдрому, притом, что здешние жители смотрят на них, как на больных – и правы.

Звезды-шоу бизнеса, да и вообще многие известные люди, похоже, страдают синдромом Дориана Грея – боятся постареть. Отсюда пластические операции, одежда, не соответствующая возрасту, невероятное количество косметики. Маленькая морщина или складка на теле может стать серьезным поводом для депрессии. А там недалеко и до финала, который описал Оскар Вайлд – самоубийства.

Комплекс Поллианны проще назвать синдромом розовых очков. Американская писательница Элеонора Портер в свое время написала книгу о девочке по имени Поллианна, которая во всем умела находить позитив. Скупой сосед – да он просто расчетливый! Подарили костыли вместо куклы – замечательно, ведь они не понадобятся! Такое виденье мира очень полезно, если нужно себя «за уши» вытянуть из депрессии и плохого настроения. Но человек настолько привыкает к своим удобным розовым очкам, что просто не может смотреть по-другому. А мир вокруг – это не только позитив и счастье, это еще и жестокая реальность, от которой такие Поллианны просто отказываются.

Синдром Мюнхгаузена еще называют симулятивным синдромом. Человек старается преувеличить масштабы своей болезни, ищет все новые симптомы, требует немедленного серьезного лечения – а в действительности хочет всего-навсего внимания и заботы. Название синдрома происходит от любви Барона Мюнхгаузена, героя произведения Распе, к невероятным историям о своих фантастических приключениях. Впервые его описал в 1951 году Ричард Ашер. Все мы в детстве тоже были немного Мюнхгаузенами, когда не хотелось идти в школу, поэтому сразу болело горло, поднималась температура, и появлялся кашель. Однако настоящий синдром Мюнхгаузена диагностируется, когда человек уже не представляет своей жизни без симуляции.

Доктор Джекил и мистер Хайд – один из самых ярких примеров раздвоения личности. Синдрома именно с таким названием не существует, зато каждый знает историю, написанную Робертом Льюисом Стивенсоном о двух сторонах одного человека. Его книга является замечательным объяснением медицинского термина «множественная личность». Кстати, это не единственный пример литературного раздвоения личности, писатели любят использовать этот прием. Вспомним, например, Изабеллу – она же Женевьева Терговен из «Черного Обелиска» Ремарка. Тайлера Дердена, «двойника» главного героя «Бойцовского клуба» Поланика. Этот синдром приобретает новое значение в эпоху Интернета, когда можно выдавать себя не за того, кем ты являешься в действительности, и лепить себе двойников, хороших и плохих.

Название «Пиквикский синдром» появилось благодаря книге Чарльза Диккенса «Записки Пиквикского клуба». Однако бытует неправильное мнение, что сам Пиквик дал имя этому синдрому. Все члены Пиквикского клуба были пышнотелыми, и в действительности болезнь, при которой человек имеет проблемы с весом, дыханием и сонливостью, отсылает нас к второстепенному герою книги – Джо. Однако название синдрома дали, ссылаясь на название книги классика английской литературы.

Синдром Алисы в Стране чудес или же микропсия – нарушение визуального восприятия мира, когда человек видит все вокруг непропорционально маленьким и обезображенным. Этот синдром называют также «карликовыми галлюцинациями» или «лилипутским зрением». Иногда он может выражаться также в слуховых галлюцинациях, касательных нарушениях и искривленном виденье собственного тела. Не всегда мир уменьшается – иногда, как и с Алисой, он наоборот может казаться большим и даже гигантским – это вторая сторона синдрома, макропсия. Впервые этот синдром описал психиатр Джон Тодд в 1955 году. Он сравнил его с комнатой смеха, где в кривых зеркалах человек видит странные образы. Также Тодд выдвинул предположение, что автор «Алисы в Стране чудес» Льюис Кэрролл и сам страдал таким синдромом. Его частой спутницей является мигрень, а Кэрролл в своих дневниках писал о приступах этой болезни. Возможно, что у Кэрролла внутри было настоящее королевство кривых зеркал.

Синдром Мартина Идена или болезнь достижения успеха – это то, что мешает людям спокойно отдыхать на Олимпе, к которому они так долго шли. Кризис цели знаком тем, кто достигает успеха, однако видит, что дальше некуда двигаться. Мартин Иден, герой одноименного романа Джека Лондона, став известным писателем и дойдя до цели всей своей жизни, осуществляет самоубийство – бросается в море, не удержавшись на гребне волны славы. Кстати, звездная болезнь современных знаменитостей – это одна из форм синдрома Мартина Идена.

Синдром Вертера или же Эффект Вертера – волна самоубийств, которая прокатилась по Европе в конце XVIII в, после публикации романа Гете «Страдание юного Вертера». В 1974-1975 годах его впервые описал социолог Девид Филлипс. Он вместе с коллегой Карстенсеном исследовал самоубийства не только двухсотлетней давности, но и современной ему Америки. Оказалось, что вместо Вертера на американских подростков влияли первые колонки газет, где щедро печатались сообщения о самоубийствах. Волну самоубийств после смерти Мерлин Монро Филлипс также отнес к синдрому Вертера. Еще один интересный факт: в Австрии в 1980-х годах выросло число самоубийств в метро. Власть решила не раздувать в прессе информацию о других подобных случаях и их количество резко уменьшилось.

Синдром Питера Пена или же боязнь взрослеть – это, прежде всего страх перед ответственностью, которая приходит с взрослой жизнью. Питеры Пены обычно позитивные люди, которые имеют много увлечений и интересов, однако жизнь для них – не больше, чем веселая игра. И только появляется намек на серьезные вещи – например, создание семьи – они убегают от этого, как черт от ладана. Это маленькие дети в теле взрослых людей, которым нравится жить без обязательств. Именно так, как жил герой книги Джеймса Барри.

Боваризм или же Синдром мадам Бовари – неспособность человека отличить реальность от воображения. Боваризм бывает позитивным и негативным – человек или живет в вымышленном раю, или же сам себе создает ад. Название этому синдрому дал Жуль де Готье, отсылая нас к хрестоматийному роману Гюстава Флобера. Мир ежегодно пополняется новыми литературными персонажами. И сегодня наблюдаются уже и обратные процессы – писатели берутся описывать сложные психические отклонения, строя на них свои сюжеты. Ожидаем новых диагнозов:) Ожидаем новых книг:)

Андрей Макаров
При копировании ссылка на сайт обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий